Популярное
Следующая
6 лет назад 1088

Незаменимая во все времена

Незаменимая во все времена

Автор: Светлана Карельская

Упаковочная промышленность развивается стремительными темпами – каждый год появляются новые материалы и дизайнерские решения для упаковки различных групп товаров. А какой была упаковка раньше? Каким образом происходило становление упаковочной отрасли? Мы постарались найти ответы на эти вопросы.

Развитие упаковочной промышленности

Точкой отсчета возникновения промышленной упаковки принято считать вторую половину XIX столетия. Именно тогда индустриальная революция вызвала серьезные изменения в обрабатывающей промышленности. Введение комплексной механизации дало возможность облегчать ручной труд и увеличивать объемы производства – как товаров, так и их упаковки.

В 1852 году в Пенсильвании появился первый станок для производства бумажных пакетов. Такая упаковка очень понравилась горожанам, поскольку существенно облегчала переноску покупок. Но при всех плюсах назвать кульки практичной тарой можно было только с большой натяжкой: одни норовили рассыпаться в руках, другие было неудобно нести. Проблему решил изобретатель Лютер Кроуэлл, который придумал бумажный пакет с плоским дном. В 1870 году он запатентовал технологию изготовления своего изобретения. Новинка великолепно зарекомендовала себя. Сначала пакеты были однотонными, но потом на них начали наносить рисунок, используя плоскую печать.

Международная конференция «МЕЛЬКОМБИНАТ 2017»

С появлением промышленной упаковки обозначились и основные принципы ее создания. Главным в оформлении оберток было их гармоничное сочетание с товаром: стиль упаковки зависел от вида и стоимости продукции. Для высокосортных дорогостоящих продуктов применялась добротная тара, оформленная с хорошим художественным вкусом. Она служила в известной мере символом высокого качества изделия. Для более дешевых изделий использовалась упаковка из недорогих материалов.

 

Упаковка как конкурентное преимущество

Дореволюционная упаковка отличалась разнообразием форм, цвета, фактуры. Дело в том, что с ростом промышленности начала расти конкуренция, и производители уже тогда поняли, что для привлечения покупателей именно к своей продукции необходимо выделяться.

Упаковка кондитерской продукции была особенно яркой. Российские предприятия выпускали всевозможные коробки, банки, бонбоньерки из различных материалов. Чаще всего сладости упаковывались в картон, жесть, стекло или фарфор. Формы «домиков для сладостей» тоже отличались разнообразием. Они могли быть квадратными, прямоугольными, овальными и цилиндрическими, в виде сердечка, ведерка, саночек, саквояжа.

Одним из примеров использования упаковки как конкурентного преимущества служит кондитерская фирма «Товарищество А. И. Абрикосова сыновей». Дело господ Абрикосовых основано было еще в 1874 году и к 1882 году достигло большого размаха: компания производила конфеты, варенье, шоколад, мармелад, пастилу, фрукты в сахаре, пироги и печенье. Предприниматели понимали, что упаковка должна была «продавать» товар. Поэтому ее оформлению уделялось самое пристальное внимание. Каждая упаковочная коробочка «Товарищества А. И. Абрикосова сыновей» была настоящим произведением искусства.

Для того чтобы привлечь внимание покупателей к своей продукции, фирмы прибегали к различным хитростям. Некоторые производители, например, вкладывали в упаковочные коробки открытки с рекламой продукции фирмы. Как правило, на этих открытках все виды товаров демонстрировали белокурые ангелочки. Часто использовались и изображения домашних животных – котят или щенков.

Такие изображения возбуждали воображение покупателя, возвращая его в детство. Но особенной популярностью такие открытки-вкладыши пользовались у детей. Дети буквально заставляли своих родителей покупать разный товар фирмы для того, чтобы собрать коллекцию этих картинок, а если повезет – получить подарок от фирмы.

Фантики для кондитерских изделий тоже были оригинальными и красочными. На них часто изображались отдельные рисунки или целые сюжеты, взятые из театральных постановок или из мифологии.

Покупатель относился с доверием к красивым оригинальным упаковкам, поэтому предприниматели считали целесообразным тратить деньги на повышение эстетического уровня оформления упаковок и этикеток товаров широкого потребления.

Очень важным элементом упаковки был шрифт. Его форма и начертание, цвет и размеры позволяли сделать акцент на определенных словах, которые, по мнению производителей, должны были особенно выгодно описывать товар. Нередко на упаковке шел рассказ о самом изделии, указывалось на его физические свойства, потребительскую ценность, возможность применения и т. д. Очень часто на обертке давалась информация о медалях, полученных изделием на различных выставках, приводились сообщения о том, что фирма является поставщиком Императорского двора. Все это позволяло лишний раз подчеркнуть значимость фирмы и качество выпускаемой ею продукции.

Кроме того, учитывая психологию покупателя, предприниматели старались склонить людей в пользу покупки, помещая на обертку максимум информации о своем изделии.

Уже тогда стала пользоваться популярностью упаковка «по поводу». К Рождеству, Пасхе, именинам, а также юбилейным датам каждая фирма старалась обновить ассортимент товаров, стремясь удивить и обрадовать покупателей оригинальными товарами. В дни больших торжеств предлагались товары в специальной юбилейной упаковке. Юбилейная упаковка была своеобразным сувениром, ее берегли на память. Позже, в годы первой мировой войны известная кондитерская фирма «Блигкен и Робинсон» выпустила «Боевую карамель».

Разнообразие уходит из моды

В 20-е годы прошлого века, после прихода к власти большевиков, потребительская упаковка утратила свое разнообразие. В упаковочной промышленности того времени, как и в искусстве, начинается поиск новых ценностей и норм, соответствовавших веяниям времени.

Новая для того времени визуальная культура целиком базировалась на эстетике конструктивизма. Происходит почти полный отказ от традиционных изобразительных средств: композиция рисунков на упаковке выстраивается художником на контрасте разного размера букв и типографских элементов – линейных планок, восклицательных и вопросительных знаков.

Оформители упаковки второй половины 20-х годов использовали и другие новые средства художественной выразительности. Это были предельно схематизированные и формализованные рисунки. Человеческие фигуры на них, например, были сведены к простейшим геометрическим фигурам.

Таким образом, основными особенностями упаковки 20-х годов считают строгость линий, четкость построений, геометризацию форм, плоскостные изображения фигур, лаконичное использование шрифтовых композиций, шрифт – как часть графического изображения.

В 30-е года XX века в России на первый план уже вышли задачи агитации и пропаганды идеологической политики, а не рекламы товара. Все это сказалось и на упаковке, которая, как и другие продукты человеческой деятельности, начинает подвергаться жесткому идеологическому контролю.

 

Теоретический подход

В Советском Союзе существовала государственная система художественного конструирования, которая большое внимание уделяла научным исследованиям, методическому обеспечению проектной практики, информационной и пропагандистской деятельности. При интенсивном развитии отечественного художественного конструирования в 60-е годы, дизайнерский подход применялся и при создании упаковки. Пик этого процесса пришелся на конец 60-х начало 70-х годов. Теоретическая концепция, которую характеризовали как визуально-коммуникационную, формировалась на базе семиотики – науки, исследующей свойства знаков и знаковых систем, – и теории информации с учетом социально-технического контекста.

Поколение графиков-прикладников с восторгом открывает для себя идеи оформления упаковки 20-х годов, а также западных коллег.

 

Глобализация

В 80-90-е годы прошлого века в Советском Союзе назревает острое желание перемен. На Московской выставке «Дизайн США» в сентябре 1987 года советские дизайнеры открывают для себя много нового. Возникает понимание многогранности профессии и необходимости специализации. Экспонаты выставки показывали, как может быть эффективен графический дизайн, как он организует общественное мышление и поведение населения. Многие разработки и мечты наших дизайнеров не могли осуществиться из-за отставания в технологиях, материалах, политической ограниченности.

На международном же уровне в 80-90-е годы дизайн остается неотъемлемым фактором конкурентоспособности в экономической борьбе производителей. Лозунгом рынка потребления становится слоган: «Превратим искусство в бизнес, а бизнес – в искусство». Легко можно заметить, что мир погрузился в одно дизайн-пространство. Выработаны общие принципы создания логотипа: он должен быть легко запоминающийся, тематически выверенный и, конечно, такой, чтобы отличался от других и поднимал уровень продаж. Утверждены стандартные типы упаковок, например алюминиевые банки и пластиковые бутылки для напитков, стандартизированы и виды картонной тары. Рекламисты используют одни принципы дизайна графической рекламы. Многие из работ графического дизайна выполняются теперь на компьютерах в одних и тех же программах.

Сегодня идет продолжение всеобщей глобализации, дизайн во всем мире работает на потребительский рынок. Основной задачей дизайнеров является сохранение собственных культурных ценностей и традиций. Технологии и материалы, используемые в дизайне и производстве упаковки в разных странах, практически не отличаются друг от друга. Вся подготовительная работа по конструированию и разработке дизайна ведется на компьютере. Применяется метод фото-коллажа, широко используются стилизованные изображения, многие фирмы стараются разработать оригинального мультипликационного героя, ассоциирующегося у потребителей с данным продуктом. Создание новой упаковки теперь занимает гораздо меньше времени, чем раньше, большие силы затрачиваются на изучение желаний потребителя, анализ сопоставимости определенного цветового или декоративного оформления с определенным товаром. Маркетологи выясняют территориальные особенности восприятия цвета и форм, это позволяет создавать оптимально привлекательную, запоминающуюся и поднимающую продажи упаковку для конкретного региона.

 

Факты из всемирной истории упаковки

Несложно предположить, что необходимость в упаковке продуктов питания возникла тогда, когда появилась необходимость их сохранять – хотя бы недолго. Поэтому самой древней «упаковкой», дошедшей до нас, условно можно считать керамический сосуд, найденный в 1922 году при раскопках, которые производили в горах Западного Ирана. Возраст находки составляет не менее 5 тыс. лет.

Предтечей пакета были кожаные, джутовые и хлопковые мешки, предназначавшиеся для хранения и транспортировки сыпучих продуктов.

Производство металлических упаковочных коробок в России началось в 80-е годы XIX века. Первоначально коробки украшались наклеенными хромолитографированными этикетками, а позднее рисунок стали наносить непосредственно на жесть методом хромолитографии (металлохромия).

В 1957 году в США была разработана и запущена первая в мире автоматическая машина для производства пакетов с боковыми швами из нового для того времени материала – полиэтилена. 

Поделиться

100ing.ru
kemin
logosltd.ru
выставка Sudback
Мессе Дюссельдорф
goldenautumn.moscow
Facebook
Вконтакте
АльянсУпак
Вторая Международная конференция «МАСЛОЖИРОВАЯ ИНДУСТРИЯ»
Каталог компаний
Партнеры
Журнал
«Мясная Сфера»
Журнал
«Молочная Сфера»
Журнал «Хлебопечение/
Кондитерская Сфера»
Журнал
«Птицепром»
Журнал
«Рыбная Сфера»