Популярное
Следующая
6 лет назад 833

Живописная кондитерская Василия Тропинина

Живописная кондитерская Василия Тропинина

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

Галерея работ Василия Тропинина – как кондитерская, цех сладостей. В ней есть пастила и зефир – нежные детские портреты, шоколадная "Кружевница" (не зря ее часто помещали на коробках конфет), леденцы монпансье – "Женщина в окне" и "Девушка с горшком роз". А вот и домашние, милые, уютные яблочные пироги с корицей – "Автопортрет с кистями и палитрой…", – и портрет сына художника Арсения. 30 марта со дня рождения Тропинина исполняется 235 лет.

Его портреты мы знаем с детства. Они живут в школьных учебниках, в классах учителей-словесников, на упаковках сладостей. Благодаря Тропинину мы с детства запоминаем лицо Пушкина, Брюллова, Айвазовского. Счастлив тот художник, чьи картины стали частью национального сознания. Таков и Тропинин, живопись которого усвоена россиянами на уровне рефлексов, порой в отрыве от имени автора.

Сладкий "вкус" произведений Тропинина – это и следствие образования (хозяин, граф Морков, отправил крепостного Тропинина учиться на кондитера), и следствие его натуры, склонной к умилению, доброй, порой даже чуть слащавой. Есть ли у Тропинина хоть один гневно-обличительный портрет? Едва ли. Он мягок, чувствителен, благожелателен к моделям. Ему близок сентиментализм XVIII века: его искусство умиротворяет и радует. Тропинин – и наследник художников Возрождения с их верой в человека, восхвалением человеческой души и ума.

Международная конференция «МЕЛЬКОМБИНАТ 2017»

Кого бы Тропинин ни рисовал – крестьянина ли, графа ли, – он отыскивает в лице своей модели нечто обаятельное, располагающее, душевное. Реалист ли Тропинин? Да, но с одной оговоркой: он реалист сентиментально-романтического толка, жизнеутверждающий художник.

Василий Тропинин – живописец порой парадный, но не помпезный. Он возглавлял московскую – нестоличную в ту пору – школу живописи и наряжал своих моделей в домашний халат, в противовес петербургским художникам, любившим мундиры. В наши дни живопись Тропинина назвали бы неформальной. Даже его богатые и знатные модели, дворяне и купцы, хотя и величавы, но при этом естественны, а не чопорны и снисходительны.

А если сравнить двух Пушкиных – у Тропинина и у Кипренского – то на тропининском портрете у поэта непринужденная поза и красноречивый взгляд, а у Кипренского Пушкин немного напряжен и скептичен. Кстати, портрет Тропинину заказал сам Пушкин – для своего друга, библиофила Сергея Соболевского.

 

Бывший крепостной Тропинин стал академиком – его избрали в Академию художеств в 48 лет, в 1824 году. Он был по-прежнему застенчив, вовсе не чувствовал себя богом-олимпийцем в живописи. Ему было присуще спокойное достоинство, которое помогает работать и не позволяет почивать на лаврах. Тропинин стал известен, у него насчитывалось немало заказчиков: из всех жанров живописи публика отдает предпочтение портретам. При этом художник вовсе не был конъюнктурным лакировщиком действительности, он таким и видел мир – красивым и добрым. Даже его полотна в темных тонах излучают свет – внутренний, присущий самому живописцам и его моделям.

Кто лучше Тропинина изобразил московские нравы, уловил обаяние и неспешность московской жизни? Он написал примерно 3 тысячи портретов жителей старой столицы. Та московская жизнь в лицах, как коллекция пестрых и ярких бабочек, собрана в портретной галерее Музея Тропинина в Щетининском переулке. 18 марта этот небольшой музей открылся после реставрации.

Публика видит только десятую часть собрания, запасники ломятся от картин. В 2003 году московские власти собирались отдать музею еще три дома на Волхонке, в каждом из которых Тропинин жил некоторое время. В одном из домов он написал свой знаменитый "Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль". Но со зданиями больше повезло другому художнику – Илье Глазунову. Под его музей выделили дополнительные здания, а под музей Тропинина – нет.

Тему москвоведения в живописи после Тропинина, умершего в 1857 году, продолжат Перов, Саврасов, Поленов, Маковский, Юон. Их живопись будет более разнообразной и менее безоблачной, чем у Тропинина. Но все они будут опираться на его живопись, как на букварь, который учит разумному, доброму, вечному.

Поделиться

kemin
logosltd.ru
выставка Sudback
Мессе Дюссельдорф
goldenautumn.moscow
Facebook
Вконтакте
АльянсУпак
Вторая Международная конференция «МАСЛОЖИРОВАЯ ИНДУСТРИЯ»
Каталог компаний
Партнеры
Журнал
«Мясная Сфера»
Журнал
«Молочная Сфера»
Журнал «Хлебопечение/
Кондитерская Сфера»
Журнал
«Птицепром»
Журнал
«Рыбная Сфера»