Популярное
Следующая
6 лет назад 1274

Упаковка – синтез дизайна и технологий

Упаковка – синтез дизайна и технологий

Автор: Андрей Саянов, начальник репроцентра ПКФ «Атлантис-Пак»

Cложный на первый взгляд процесс создания и вывода на рынок новой продуктовой упаковки – не более чем технология. За всеми креативными таинствами кроется четкая последовательность действий, выполнение которых приводит к положительному результату без особых хлопот.

В отношениях «клиент – производитель упаковки» до сих пор наиболее остра проблема взаимопонимания в вопросах реализации клиентских «хотелок» в области дизайна и печати. Что реально, а что нет? Когда лучше пересмотреть дизайн-концепцию? Как говорить с дизайнерами упаковочных компаний на одном языке и понимать друг друга? Как понять, что тебя отговаривают от выбранного варианта обоснованно?

Мало иметь красивую идею, подтвержденную красочной принтерной распечаткой. Надо четко понимать, насколько удачно эта идея будет выражена с помощью  реальных материалов и технологий, на реальном оборудования. Грамотная упаковка – это всегда синтез дизайна и технологий производс

III Международная конференция «РЫБА-2018»
тва, в том числе печатных. Этого не происходит в том случае, когда работающий над заказом дизайнер находится в «творческом вакууме», не имея информационной связи со своими коллегами из компании, производителя упаковки. Когда окончательные решения принимаются только в связке «заказчик-дизайнер», а результат оценивается исключительно с точки зрения эстетической и маркетинговой ценности, без учета технологической составляющей. Данный материал, по убеждению авторов, может реально помочь клиентам – мясоперерабатывающим предприятиям – делать заказы на упаковку грамотно, получать качественные и предсказуемые результаты.

 

Печатные технологии

Суть процесса печати – промышленное изготовление заданного количества копий с некоего оригинала. Изначально оригинал может быть любого вида, но для выполнения печати он должен быть преобразован в формат электронного файла, т. е. на его основе должен быть изготовлен «оригинал-макет».

Принцип действия любой печатной технологии – перенос изображения из оригинал-макета на запечатываемую поверхность на специальном оборудовании – печатных машинах. Непосредственный перенос изображения происходит благодаря печатным формам (клише) с изготовленными на них в виде рельефа (возвышенности и впадины) печатными элементами, которые затем должны быть перенесены на поверхность (т. е. отпечатаны). Механизм переноса предельно прост – на все элементы клише, которые должны быть отображены при печати, наносится слой краски, который и остается на запечатываемой поверхности.

Если изображение в «оригинал-макете» состоит из нескольких цветов, печатается оно несколькими красками, которые наносятся на запечатываемую поверхность последовательно, одна за другой. Как правило, очередность нанесения красок зависит от их цвета (первой наносится самая светлая, последней – самая темная).

Для каждой из участвующих в процессе печати красок изготавливается индивидуальное клише, на котором присутствуют все элементы данного цвета. Клише делается один раз и исправлениям не подлежит. Это значит, что при повторном заказе, в случае необходимости замены даже незначительной части информации в оригинал-макете(изменился адрес производителя или цифровой код знака сертификации), необходимо изготавливать новое клише. Чаще всего (особенно при полноцветной печати) приходится менять весь комплект клише.

 

Что важно знать о печатном производстве

К настоящему времени в мире сформировалось четыре основных вида аналоговой печати: глубокая, высокая, офсетная, трафаретная.  Каждый вид отличается способом нанесения изображения на запечатываемый материал и видом используемых печатных форм.

Для печати на упаковочной продукции наиболее приемлемой является высокая печать. Остальные виды являются или более затратными, или используемая для печати краска не подходит для пищевой промышленности, или конструктивные особенности оборудования не позволяют наносить печать на рулонную продукцию...

В традиционной технологии высокой печати используются жесткие металлические печатные формы,  а для переноса краски с печатных элементов на запечатываемую поверхность необходимо давление (натиск). Эти два факта ограничивают выбор запечатываемых материалов. При печати таким способом для качественного нанесения изображения поверхность должна быть приближена к идеально ровной - иначе жесткость печатной  формы не даст повторить рельеф материала. Решение  данной проблемы – флексография (разновидность высокой печати). Одно из основных отличий флексографии – использование мягких, гибких печатных форм. Для нанесения печати уже можно использовать неоднородные поверхности, вплоть до ткани и гофрокартона.

Для нанесения каждого печатного цвета требуется отдельный красочный аппарат или, как принято называть,  секция. Современные печатные машины позволяют в среднем наносить от 6 до 8 цветов печати. При этом в печатной машине находится до 50 метров материала. Основная проблема проявляется в тот момент, когда мы используем материал, поддающийся растяжению. Например, оболочку. Обеспечить постоянное натяжение большого участка материала трудно, а неоднородность натяжения приводит к несовмещению цветов при печати. Здесь на помощь приходит особенность флексографичесих печатных машин. Помимо традиционного, последовательно-секционного построения, во флексографии есть тип машин, называемый планетарным: для всех печатных секций используется один общий печатный барабан, вдоль которого и проходит печатное полотно. Материала в печатной машине меньше, постоянное натяжение установить проще.

 

Основные требования при подготовке макета

При подготовке оригинал-макета для флексографии необходимо учитывать ряд технологических особенностей. Их можно логически разбить на два типа. Первый – общие ограничения для флексографии, присущие любому печатному производству. Второй – ограничения, связанные с технологическими особенностями конкретного производства (конструктивные особенности печатных машин,  специфические составы  используемых красок и запечатываемых материалов и т. п.).

Остановимся на общих требованиях к оригинал-макетам для флексографической печати.

Несмотря на то что  флексографии присуще использование гибкой печатной формы, она все-таки  имеет понятие жесткости и толщины. По своей структуре печатная форма  близка к каучуку. Этого достаточно, чтобы бороться с препятствием в виде рельефности запечатываемого материала. Однако достоинство порождает и ряд недостатков. Самый главный из них – это «растискивание». В момент, когда печатная форма соприкасается с материалом, на поверхность переносится не та версия объекта, которая находится на печатной форме, а слегка искаженный под действием давления рисунок. Это расширенный во все стороны вид основного изображения. Прежде всего, страдают наименьшие объекты. В первую очередь, текст. Информация, переданная в оригинал-макете слишком мелким кеглем, приобретет вид вытянутой полосы с угадываемыми кое-где очертаниями букв. Формулируем первое требование к оригинал-макету: недопустимо использование текстовых объектов менее определенной величины.

Для получения качественного оттиска необходимо передать на печатную форму определенное количество краски. Особенно актуально это при нанесении белого цвета. В качестве упаковки может использоваться полотно любого цвета и, прежде чем наносить на него рисунок, необходимо создать белую непрозрачную основу, которая будет гарантом правильности нанесения последующих цветов. Чтобы при нанесении белого цвета основа была видна как можно меньше, краски на форму нужно передать как можно больше. Конструктивно проблемы нет, количество передаваемой краски может легко регулироваться на печатной машине. Однако в какой-то момент краска начинает затекать между печатными элементами, и тогда в места, где должен быть виден материал, переносится краска. Этот эффект во флексографии называется «затекание». Естественно, никаких сложностей нет, если в качестве белой основы мы используем большой объект – эффекту затекания просто негде проявиться. Однако стоит добавить в оригинал-макет тонкие, близко стоящие друг к другу, линии или небольшие шрифты, дефект появится на них. Поэтому во флексографии принято разделять крупные и маленькие элементы белого цвета на две печатные формы. Крупные элементы в таком случае называют – «плашечные», а маленькие – «штриховые». На плашечные элементы будет подаваться большое количество краски, на штриховые гораздо меньше. Этот момент нужно учитывать при определении количества цветов в будущем макете. Данный пункт не является обязательным к исполнению при подготовке оригинал-макета, и, если цель – напечатать дешево, то объекты можно не  разделять и сэкономить на одном цвете печати, но на вид это получается уж очень сердито.

Один из законов Мерфи гласит – «под давлением все ухудшается», так же и с печатной формой. Натиск производит определенное давление на печатные элементы и опять, в первую очередь, страдают наименьшие из них. В какой-то момент они просто отрываются от печатной формы. Иначе как браком получаемые оттиски назвать нельзя. Отсюда очередное требование к оригинал-макету: недопустимо использование объектов менее определенной величины (обычно говорится о толщине объекта).

Чуть выше мы говорили, что планетарный тип флексографических машин помогает бороться с несовмещением цветов при печати на растяжимых материалах. Однако нет ничего совершенного, и для аналогового способа нанесения печати такое несовмещение цветов все равно остается. В полиграфии такой эффект получил название – «неприводка». Можно говорить о величине неприводки для каждой отдельной печатной машины, однако, в большей или меньшей степени, она будет проявляться на любой готовой продукции. Уменьшить влияние неприводки на оригинал-макет – одна из основных задач специалиста допечатной подготовки. Но есть случаи, когда бороться с неприводкой не представляется возможным. Такие моменты необходимо предусмотреть на этапе создания оригинал-макета. И снова это касается мелких объектов, но теперь уже печатаемых в несколько красок. То есть тех объектов, цвета которых получаются наложением одной краски на другую. Очередное требование: недопустимо использование объектов менее определенной величины, печатаемого двумя и более красками.

До настоящего момента мы оперировали только понятиями плашечный и штриховой элементы. Оба типа переносили на материал сплошные изображения (основной цвет). Что же делать, если мы хотим получить какой-то оттенок основного цвета (к примеру, розовый)? В оригинал-макете можно предусмотреть еще один цвет. Однако это изменение количества цветов, что ведет к  удорожанию продукции, лишней неприводке цветов и прочее. В большинстве случаев можно обойтись тем же основным цветом.

Плашечное или штриховое изображение выглядит на печатной форме как гладкая поверхность. Изображение оттенка выглядит как набор маленьких точек, расположенных близко друг к другу. Чем ближе оттенок к основному цвету, тем крупнее точки. При приближении оттенка к основному точки стремятся слиться в сплошную поверхность. Чем бледнее оттенок (дальше от основного), тем меньше становятся точки. Элементы, которые выглядят на печатной форме в виде точек, называются – «растровые». В полиграфии растровые объекты принято выражать в процентах относительно основного цвета. Чем меньше процент растрового объекта, тем меньше точка на печатной форме. Этот процент имеет ограничение так же, как ограничение толщины объекта. Требование по ограничению процентов растровых объектов– одно из важнейших требований флексографии!

При печати на рулонном материале используется понятие «раппорт печати» – это частота повторения оригинал-макета. Так, если мы говорим о раппорте печати 400 мм, это значит, что через каждые 400 мм изображение в рулоне будет повторяться. Величина раппорта накладывает ограничение на длину оригинал-макета – длина не должна превышать раппорта печати. Ширина печати регламентируется шириной материала, на который мы наносим изображение. Зачастую рулонный материал имеет допуск по ширине. Поэтому важная рекомендация: до создания оригинал-макета уточнить будущий раппорт печати и допуски по ширине материала у печатного производства.

 

В качестве итога

Вы заметили, что все перечисленные требования к оригинал-макету лишены какого-либо цифрового выражения? Это неспроста. Предоставить конкретные значения – значит, ввести читателя в заблуждение. Эти данные не являются универсальными для флексографической печати. Каждое производство определяет свои значения в зависимости от технологичности допечатного и печатного оборудования. Вот, как раз, выяснение всех этих параметров и является первым шагом в установлении моста между дизайнером и специалистом в области допечатной подготовки. И чем быстрее этот мост будет построен, тем быстрее, целенаправленнее и продуктивнее будет ваша работа!

Поделиться

anugafoodtec
100ing.ru
logosltd.ru
ipackima.com
Мессе Дюссельдорф
Facebook
Вконтакте
АльянсУпак
III Международная конференция «РЫБА-2018»
marel
Каталог компаний
Партнеры
СФЕРА: Мясная промышленность
СФЕРА: Молочная промышленность
СФЕРА: Кондитерская и хлебопекарная промышленность
СФЕРА: Технологии. Корма. Ветеринария.
СФЕРА: Рыба